Принт версия
 
архив

События


Библіотека

Книги по темі

проекты

Проекты по концепции

все

Семинары и обучение

Композитор Иван Карбиц Автомобили Lamborghini

Kайдзен

Кайдзен (Kaizen) означает «перемена к лучшему» и может относиться как к коренным переменам, так и к незначительным, пошаговым, изменениям. Применительно к улучшению компании концепция Кайдзен является философией непрерывного совершенствования внутри самой компании, когда улучшения достигаются постоянными небольшими шагами, но суммарный эффект от этих улучшений является не менее весомым, чем эффект от крупных инвестиций в новое оборудование. Применение философии Кайдзен – это внедрение корпоративной культуры и управленческих решений, стимулирующих сотрудников постоянно предлагать улучшения и внедрять их в режиме ежедневной работы.

Изменить, чтобы стать лучше

Как методы работы компании, Кайдзен родился в Японии, поэтому Кайдзен – японское слово, производное от двух иероглифов: «изменения» и «хорошо», что можно перевести как «изменения к лучшему», «совершенствование».

Кайдзен (Kaizen), на самом деле, философия жизни, предполагающая, что каждый аспект нашей жизни, а в первую очередь наша работа, заслуживает постоянного улучшения.

Идеи Кайдзен по формированию особой управленческой культуры компании, нацеленной на постоянное совершенствование, лежат в основе многих современных концепций менеджмента, таких как Бережливое производство (Lean Production), Всеобщий контроль качества (Total Quality Control) и многих других. Кайдзен объясняет, почему японские компании не останавливаются в своем развитии.

Западный менеджмент, между тем, в большей степени привержен инновациям — масштабным изменениям с крупными инвестициями, позволяющими обеспечить технологический прорыв, предполагающими кардинальное изменение, на котором сосредоточено основное внимание. Кайдзен же — процесс зачастую спокойный и не бросающийся в глаза. Однако крупные инвестиции подобны одиночному выстрелу и дают результаты, часто неоднозначные, да и эффект, получаемый после внедрения проекта, со временем начинает снижаться. Это связано с тем, что новая технология быстро начинает устаревать, эффективность постепенно снижается и возвращается «на круги своя», поглощаясь существующей корпоративной культурой.  Процесс Кайдзен, основанный на здравом смысле и малых затратах, обеспечивает неуклонный прогресс, который оправдывает себя в долгосрочной перспективе. Кайдзен — это еще и подход, характеризующийся малым риском и небольшими, моментально окупающимися инвестициями.

Отличия подходов к улучшению в компании с помощью кайдзен и крупных инвестиционных вложений

Характеристики

Кайдзен

Крупные инвестиции

Временной интервалПостоянные пошаговые улучшенияПериодически, скачкообразно
ЭффектДолгосрочный, устойчивый, но не бросающийся в глазаКраткосрочный, но впечатляющий
ТемпМалые шагиБольшие шаги
Образ действийПоддержание и совершенствованиеСломать и построить заново
Ориентация на…Людей и раскрытие их потенциалаТехнологию и ее коренное изменение с помощью инвестиций
Практические требованияНужно мало ресурсов, но требуются постоянные усилияТребует крупных капиталовложений, но объем работы по улучшению незначителен

Ключевые компоненты Кайдзен

 Постоянное и акцентированное сокращение всех видов потерь, направленное на непрерывное повышение эффективности работы и сокращение затрат

 Рациональная организация рабочих мест с помощью системы 5S, позволяющая достигнуть максимально возможного порядка, эффективности и производительности

 Контроль качества в масштабе всей компании, причем понятие качества включает в себя не только качество продукции, а более широкое понятие качества самой работы

Стандартизация – деятельность по стабилизации и поддержанию достигнутых результатов улучшения за счет обучения и дисциплины, обеспечению стабильно высоких результатов работы

Поддержка системы непрерывных улучшений

Реализация стратегии Кайдзен в рамках предприятия поддерживается с помощью неукоснительного соблюдения принципов поддержки системы непрерывных улучшений:

- Работа в команде, поддержка участников процесса и взаимопомощь в решении проблем

- Личная дисциплина и приверженность инициативам изменений в компании, донесение корпоративных ценностей до сотрудников на собственном примере

- Творческий подход, заинтересованность в улучшении существующего процесса и результатов работы

- Участие сотрудников в работе малых групп, занимающихся улучшениями в тех структурных подразделениях, в которых они работают

- Выстраивание системы подачи предложений и стимулирование участия всех работников в этом процессе. Первоочередная задача системы предложений - побуждать у сотрудников интерес к постоянному улучшению работы, поощряя их на подачу большого числа идей, вне зависимости от экономического эффекта отдельных предложений.

Главная цель применения Кайдзен - воспитание мыслящих в направлении непрерывного совершенствования компании людей. С этой целью целесообразно поощрять рабочих к обсуждению с мастерами своих предложений и принятию по ним незамедлительных мер, не дожидаясь рассмотрения и принятия официального решения по внедрению. На первых этапах не следует ждать большой выгоды от каждого предложения, но необходимо обеспечить вовлечение максимального числа сотрудников в процесс. А затем, когда правильное отношение к совершенствованию станет частью корпоративной культуры, количество предложений перерастет в качество, обеспечив компании устойчивое продолжительное преимущество.

Блиц–кайдзен (Kaizen Blitz)

Концепция Кайдзен более ориентированна на людей, работающих в компании, более последовательна и проста для внедрения, но требует долгосрочной реализации и обеспечивает небольшую динамику изменений. В этой ситуации возникает закономерный вопрос – каким образом можно ускорить процесс внедрения улучшений и получение результатов? Более радикальные изменения и немедленные результаты обеспечивает Блиц–кайдзен (Kaizen Blitz), или, как его еще называют Штурм-прорыв.

Блиц–кайдзен - практический семинар, приводящий к немедленным результатам и улучшению итоговых показателей, кроме того, проведение подобных мероприятий улучшает производственную культуру, вовлекая весь персонал в совершенствование процессов (в семинаре участвуют руководители и рядовые сотрудники). Основное преимущество подхода – одновременное обучение и внедрение улучшений с помощью изученных инструментов на выбранном участке, позволяющее сразу убедиться в эффективности изменений и обеспечивающее наглядность процесса. Команда, работающая над улучшениями, за время семинара вырабатывает решения и осуществляет физическое внедрение. Затем, уже на новом процессе, разрабатываются и тестируются стандартные процедуры, обеспечивающие стабильность полученных результатов. Такие практические семинары - самый быстрый и простой способ улучшить итоговые показатели структурного подразделения и начать процесс непрерывного улучшения компании.

 
Rambler's Top100